X

Заказать обратный звонок

[recaptcha]

Наши адреса

0 товар(ов)
На сумму:  0руб.

Наши адреса

0 товар(ов)
На сумму:  0руб.
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Категории
Без рубрики
slide

Семейное дело Баташевых

Василий Степанович Баташев семейный бизнес возглавил в неполные 20 лет. Его отец, потомственный медник, не пережил удара судьбы ─ созданное им и едва пошедшее в гору производство в одночасье уничтожил пожар. Старшему из наследников начинать пришлось практически с нуля. И он настолько в этом преуспел, что уже через 9 лет не просто восстановил мастерские, а значительно их расширил и даже усовершенствовал технологический процесс. Именно Василий Баташев одним из первых в Туле установил на своей самоварной фабрике паровую машину. Было это в 1870 году. Подросшие к тому времени братья Александр и Павел активно подключились к семейному делу. Помимо производственных площадей вскоре появляются и торговые.

Следующие 13 лет самовары завоёвывают всё новые рынки сбыта, а заодно и награды, самая ценная – золото с выставки в Амстердаме. В 1883 году знаменитое семейство уже именуют королями в выбранной ими сфере производства.

Но братский союз постепенно распадается. В 1885 году выходит из него Павел, а спустя ещё 5 лет отделяется и Александр. К этому времени производственные мощности фабрики уже самые высокие в Туле. Из-под рук 600 умельцев выходят до 110000 изделий в год. И все они моментально раскупаются.

В 1891 году Василий умер, не оставив наследника. Но фамилия Баташев продолжает красоваться на фирменной продукции ещё много лет благодаря мужу старшей дочери фабриканта, которому выпала честь продолжить дело знаменитого рода медников.

От удобной простоты до изысканного изящества

Самовары от Баташевых объединили в себе внешнюю привлекательность, высокое качество и доступную цену. Последнее обстоятельство и способствовало быстрому сбыту товара. Его охотно раскупали и крестьяне, и не слишком зажиточные купцы. Фасоны мастерами придумывались на любой вкус. Задумкам автора народная молва, как правило, давала свои названия. К примеру, самыми ходовыми были так называемые «кастрюли». Внешнее сходство с другой кухонной утварью дополнялось и такой же ежедневной необходимостью.

Самовары в виде вазы зачастую называли «репкой». А ещё были «рюмки», «шары», «банки», «чаши» ─ всего и не перечесть. Медные, латунные, мельхиоровые основы украшали деревянные или костяные детали. Именно они одним и тем же формам придавали свою, собственную индивидуальность неповторимостью рисунка и цветовой гаммы.

Были, конечно, и очень дорогие экземпляры, выполняемые по особому заказу. Например, знаменитые томпаковые самовары с позолотой и замысловатой резьбой по слоновой кости. Такое украшение стола могли позволить себе только при дворе императора.

Разрабатывались на фабрике и специальные сувенирные варианты, тоже товар не из дешёвых. Спрос на него был по большей части у иностранцев. Русский же люд предпочитал конструкции практичные и производители их давали сполна. Трактирные и походные, литые и разборные, большие и малые. На любой запрос немедля рождалось предложение. Причём служили баташевские изделия сколь угодно долгий срок. Они и сегодня нередко встречаются в рабочем состоянии, готовые услаждать и вкус, и взор. Правда, цена самоваров знаменитой тульской марки теперь возросла в несколько раз, они признаны антиквариатом и по большей части являются всё же предметом восхищения.

Примеры самоваров выпускавшихся на фабриках Баташевых

тут потом будут картинки если надо